Особого внимания требуют к себе маркетинговые стратегии, направленные на построение отношений с клиентами:
- стратегии сегментации;
- стратегии выбора целевого рынка;
- стратегии позиционирования;
- стратегии привлечения и удержания покупателей;
- стратегии управления приверженностью покупателей.
Стратегия сегментации влияет на уровень эффективности маркетинга и бизнеса в целом.
В современных условиях компании все чаще используют стратегии дифференцированного и индивидуализированного маркетинга, в центре которых находятся потребности и боли конкретных потребителей.
Стратегия выбора целевого рынка помогает компании определить, сколько сегментов ей следует обслуживать и каким образом. Выделяют:
- Стратегию товарной специализации — маркетинговая деятельность ориентирована на определенный вид товара, который предлагается разным покупателям.
- Стратегию сегментной специализации — маркетинговая деятельность ориентирована на удовлетворение различных потребностей одного сегмента.
- Стратегию селективной специализации — критериями выбора целевого рынка является доходность и соответствие ресурсам и возможностям компании.
- Стратегию полного охвата рынка — маркетинговая деятельность ориентирована на удовлетворение потребностей всего рынка.
Стратегия позиционирования позволяет выделить компанию или бренд среди других, обеспечить желаемое место на рынке и в сознании покупателей.
Стратегия позиционирования — это центральное звено всей стратегии маркетинга, поскольку именно применительно к ней составляется весь комплекс маркетинговых действий компании. Выделяют:
- позиционирование на основе разнообразия товаров;
- позиционирование на соотношении «цена-качество»;
- позиционирование на стиле жизни;
- позиционирование на основе уровня обслуживания;
- позиционирование на удовлетворении специфических потребностей;
- позиционирование на основе удобства, комфорта;
- позиционирование на выгодах;
- позиционирование по показателям качества;
- позиционирование на имидже;
- позиционирование по персоналу;
- позиционирование по происхождению товара;
- позиционирование по категории клиентов;
- позиционирование на дополнительных услугах.
С целью повышения эффективности бизнеса разрабатывают стратегии, направленные на привлечение и удержание клиентов, а также на построение эффективных долгосрочных взаимоотношений с целевым рынком.
Среди маркетинговых стратегий управления приверженностью покупателей выделяют:
- Приобретение приверженности.
- Формирование приверженности.
- Развитие приверженности.
- Активное развитие приверженности.
- Поддержка приверженности.
- Стабилизация приверженности.
- Укрепление приверженности.
- Сохранение приверженности.