Изменения, происходящие в украинском обществе, экономике, связанные с евроинтеграционными процессами, осуществлением реформ, обострением конкурентной борьбы, кризисными явлениями, выдвигают новые требования к современным отечественным предприятиям.

Для обеспечения прочной позиции на рынке необходимо должное ресурсное обеспечение, и прежде всего, кадровое обеспечение, поскольку персонал является стратегическим ресурсом, предпосылкой успеха предприятий.

Кадровая политика должна базироваться на многокритериальном подходе к отбору, приему, продвижению, стимулированию и увольнению маркетингового персонала. Работники отдела маркетинга должны знать не только философию создания предприятия, его историю, но и чувствовать свою роль в процессе его функционирования.

При этом не важно это отдел маркетинга инхаус, или на аутсорсе. Ведь маркетинг является одним из определяющих звеньев в любой компании.

Одной из задач в области маркетинговой деятельности предприятия является набор, обучение маркетингового персонала, анализ результативности его работы, мотивация.

На результативность маркетинговой деятельности влияет уровень компетентности маркетингового персонала предприятия. Это не всегда возможно обеспечить в условиях ограниченного бюджета, но это можно компенсировать за счет аутсорсинга маркетинга, благодаря которому можно сэкономить средства, и при этом получить компетентное выполнение задач.

Компетентность маркетингового персонала состоит из пяти элементов:

  • функциональной (профессиональной) компетентности;
  • интеллектуальной компетентности;
  • ситуативной компетентности;
  • временной компетентности;
  • социальной компетентности.

Функциональную (профессиональную) компетентность маркетингового персонала можно оценить по таким параметрам, как уровень образования, опыт работы, соответствие образования занимаемой должности, уровень подготовки в области маркетинга, наличие системы повышения квалификации, умение применять знания и навыки в области маркетинга на практике, умение применять инструменты стратегического маркетинга и стратегического менеджмента в практической деятельности.

Интеллектуальную компетентность маркетингового персонала можно оценить по таким параметрам, как способность к аналитическому мышлению, способность к использованию комплексного подхода к выполнению своих обязанностей, всесторонность развития личности работника.

Анализ ситуативной компетентности маркетингового персонала можно осуществлять по следующим параметрам: умение действовать в соответствии с ситуацией, умение действовать в условиях неопределенности или риска, способность прогнозировать ситуацию.

Временную компетентность маркетингового персонала можно анализировать по следующим параметрам: умение рационально планировать рабочее время, умение рационально использовать рабочее время, скорость обработки полученной информации, умение быстро принимать решения.

В процессе анализа социальной компетентности маркетингового персонала целесообразно оценивать знания этики делового общения, умение предотвращать и разрешать конфликты, умение быстро и правильно передавать информацию, умение налаживать коммуникации, умение вызывать доверие.

Для обеспечения результативности работы маркетингового персонала необходимо создать на предприятии эффективную систему мотивации.

С целью мотивации маркетингового персонала следует учитывать как регуляторы, так и мотиваторы.

Среди регуляторов мотивации значительное внимание требуют организация рабочих мест, обеспечение надлежащих условий труда, вознаграждение персонала (как материальное, так и нематериальное), обеспечение чувства безопасности персонала, предоставление социальной защиты. Соблюдение этих аспектов позволяет обеспечить удовлетворение физиологических потребностей персонала и побуждает работников качественно выполнять свои обязанности. При этом следует помнить, что отсутствие указанных регуляторов мотивации приводит к снижению производительности труда и повышение текучести кадров.

Основными мотиваторами выступают обеспечение социального и личностного развития работников, обеспечение чувства причастности к делам предприятия, заинтересованности работников, а также предоставление возможности самореализации. Наличие мотиваторов способствует удовлетворению социальных потребностей персонала, а также потребностей в самовыражении и самоактуализации.

Таким образом, основными задачами кадрового обеспечения отдела маркетинга являются повышение компетентности маркетингового персонала и налаживание системы мотивации работников, что позволит предприятию выжить в условиях конкурентной борьбы. Это решается за счет внутренних трансформаций или аутсорсинга маркетинга.