Рассмотрим сущность четырех разновидностей стратегии дифференциации.
Товарная дифференциация предполагает поиск различий товара фирмы от конкурирующих товаров по следующим показателям:
- Функциональные характеристики товара, то есть показатели, по которым реализуются его функциональные особенности; создание дополнительных функциональных особенностей товара является одним из важнейших показателей дифференциации.
- Показатели качества товара — качество товара необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с потребностями покупателей, потому что даже очень высокое качество товара может не соответствовать требованиям целевого рынка (это объясняется тем, что рост качества, как правило, сопровождается ростом цены товара).
- Долговечность товара — срок функционального использования товара; эта характеристика не приемлема для товаров, на которые влияет скорость изменения моды или технологии.
- Надежность товара — показатель, особенно важный для товаров производственного назначения.
- Ремонтопригодность — возможность быстрого восстановления функциональных особенностей товара потребителем.
- Стиль — показатель, создающий соответствие товара особенностям потребителя; стиль может быть спортивным, оригинальным, экстравагантным, элегантным и тому подобное; преимущество стиля как показателя дифференциации заключается в том, что его достаточно сложно скопировать конкурентам; неотъемлемым показателем стиля является упаковка товара, играющая особую роль как способ дифференциации на рынке продовольственных товаров, косметики, парфюмерии.
- Дизайн товара — это интегральный показатель товарной дифференциации, олицетворяющий все приведенные выше показатели (так, некоторые страны являются лидерами, законодателями дизайна в определенных сферах: Италия — на рынке мебели и обуви; Швейцария — на рынке часов; Франция — на рынке одежды и парфюмерии ).
Сервисная дифференциация как весомое дополнение к товарной дифференциации осуществляется по следующим направлениям:
- доставка товара до места потребления: поиск преимуществ ведется по показателям скорости, пунктуальности доставки сохранения качества товара в процессе доставки;
- установка, монтаж товара на месте использования;
- обучение потребителя работе с товаром;
- бесплатные консультационные услуги, связанные с использованием товара;
- ремонт — при этом важна скорость и качество восстановления функциональных характеристик товара.
Дифференциация персонала. Персонал фирмы станет фактором дифференциации, если ему присущи следующие черты:
- компетентность, профессионализм;
- вежливость (внимание, деликатность);
- честность;
- ответственность;
- коммуникабельность.
Имиджевая дифференциация реализуется с помощью следующих способов:
- символика (товарный знак, торговая марка, слоган, цвет и т.д.);
- средства массовой информации (оригинальность предоставления информации о фирме);
- атмосфера (размещение, дизайн, интерьер помещения, занимаемого фирмой)
- события (спонсорская помощь фирмы и т.п.).