Более сложной задачей представляется формирование стратегических программ, бюджетов и планов прибылей, в которые должны быть заложены основы будущей рентабельности планируемых операций на перспективу.

Стратегические цели трудно сочетаются с исполнением текущих операций, поэтому стратегическое планирование целесообразно осуществлять по отдельным проектам, будущим направлениям деятельности, новым товарным группам, на основе отдельной системы управления и контроля за исполнением.

В практической деятельности компаниям чаще всего приходится заниматься решением оперативных задач. Стратегические моменты планирования откладываются в долгий ящик. Однако в условиях рынка стратегические цели — главное в планировании, а ошибки в стратегическом планировании — главная угроза для выживания предприятия.

Стратегическое планирование в маркетинге направлено на достижение поставленных целей с ориентацией на эффективное использование материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов предприятия. Стратегия маркетинга отвечает на вопрос: как нужно действовать, чтобы достичь цели, т.е. привести возможности компании в соответствии с реальной ситуацией на рынке.

Цель стратегического планирования – создание и реформирование бизнеса и товаров компании, направленные на успешное развитие.

Стратегическое планирование предполагает:

  • выдвижение стратегий;
  • выбор стратегии (какая стратегия лучше и почему);
  • решение о разработке тактики.

Стратегическое планирование задает основные направления деятельности компании в области продукции, потребителей, цен, рекламы, продаж и т.п., определяя четкие цели каждому подразделению компании и координируя их действия.

Оно позволяет:

  • на основе оценки политики конкурентов вырабатывать более эффективные действия на рынке,
  • находить новые варианты лучшего использования потенциала предприятия.

При разработке стратегии маркетинга следует пользоваться 5 основными принципами:

  1. Рынок дифференцирован и каждая его часть (сегмент) имеет свою специфику, свой потребительский стереотип. Не существует такого предложения товаров, которое удовлетворило бы всех покупателей.
  2. Компания может ориентироваться на один или несколько рыночных сегментов. Однако во всех случаях речь идет об обеспечении возможно более полного лидерства в сфере выбранных сегментов.
  3. Компания может действовать на рынке самостоятельно или в сотрудничестве с другими компаниями. В первом случае она должна в большей мере полагаться на собственный опыт, иметь достаточно хороший потенциал, глубоко исследовать рынок и т.п. Во втором случае уменьшается степень риска рыночной деятельности поскольку объединяются ресурсы, опыт, действует авторитет компании-партнера.
  4. Выбор инструментов маркетинга в значительной мере определяется конкретной ситуацией на рынке. Обычно речь идет не об отдельных инструментах, а, как правило, об их сочетании. При этом следует уделять особое внимание омниканальности всех коммуникаций.
  5. Выход компании на рынок предполагает всесторонний учет экономической ситуации, состояние общей конъюнктуры рынка, позиции конкурентов и других вопросов, которые могут усилить или, наоборот, ослабить возможности компании в момент ее выхода на рынок со своим товаром.

Основная задача стратегического планирования – выбор направлений и организация деятельности компании таким образом, чтобы добиваться поставленных целей, в том числе и в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, негативно влияющих на бизнес.

Стратегическое планирование требует соблюдения трех основных условий:

  1. Первое – управление деятельностью компании строится на принципах управления инвестиционным портфелем, т.е. каждое направление деятельности компании обладает своим потенциалом получения прибыли, соответственно которому и распределяются ресурсы.
  2. Второе – тщательная оценка перспектив каждого вида деятельности, изучения показателей рыночного роста и позиции компании на конкретном рынке.
  3. Третье – стратегия. Для каждого бизнеса разрабатывается план достижения долгосрочных целей.

Единой оптимальной стратегии для всех компаний не существует. Однако пользуясь указанными принципами и правилами можно разработать эффективную маркетинговую стратегию.