Каждая компания рано или поздно сталкивается с необходимостью разработки бизнес-плана. Независимо от того, на каком этапе развития бизнеса возникает такая задача, важность качественного подхода становится одним из приоритетов.
Для того, чтобы подготовить качественный бизнес-план, нужен комплексный подход, профессионализм, креативность и командная работа.
Изначально следует определиться с целями разработки бизнес-плана. Чего мы хотим добиться в конечном итоге? Открыть новый бизнес, расширить или масштабировать существующий, реализовать инновационный проект, привлечь инвестиции, получить кредит, выиграть грант?.. Целей может быть множество. Поэтому очень важно конкретизировать их, прежде чем приступить непосредственно к бизнес-планированию.
Определившись с целями, приступаем к сбору информации. Чем больше – тем лучше. Естественно при этом не должно страдать качество информации: она должна быть актуальной, релевантной, надежной. Информация нужна по всем аспектам маркетинговой деятельности: от состояния и динамики рынка до цен и прибыли конкретных производителей (марок, компаний).
Вооружившись необходимой информацией можно приступать к разработке бизнес-плана.
Как правило, бизнес-план представляет собой документ, состоящий из нескольких разделов. Среди его разделов могут быть:
- Резюме проекта
- Описание бизнес-идеи
- План маркетинга
- План производства / продаж
- Персонал
- Риски
- Финансовые показатели проекта
При разработке бизнес-плана важно четко структурировать информацию, обосновать свои выводы и предложения, а также проявить креативность – ведь бизнес-план это не просто «сухой» документ, это инструмент продажи вашей идеи, от которого зависит ваш дальнейший успех.
Именно поэтому для разработки бизнес-плана нужна сплоченная команда профессионалов, способных из обычных цифр и расчетов составить привлекательную «картинку», способную завоевать место под солнцем.
Если у вас нет такой команды, то лучше обратиться к профессионалам извне. Не забывайте, что от эффективности планирования зависит вся дальнейшая деятельность. Хороший бизнес-план приведет к успеху, а плохой – к потере времени и средств.