Рассмотрим основные этапы стратегического планирования:
- Определение миссии и стратегических целей.
- Выделение основных направлений бизнеса.
- Проведение анализа.
- Разработка маркетинговой стратегии.
- Определение тактики реализации стратегии.
I этап. Миссия компании — это основное ее предназначение, определяющее какой деятельностью она должна заниматься.
Миссия компании формулируется для того, чтобы дать направление процессу планирования и стратегии компании и в том числе маркетинговой стратегии.
Когда миссия определена, устанавливают стратегические цели развития. Как правило, цели определяются на ближайший год, на 3 года и на 5 лет.
II этап. После того как определена миссия и стратегические цели компании, определяются основные направления бизнеса, с помощью которых планируется достичь поставленные цели. Это могут быть как действующие, так и планируемые направления.
III этап. Важной частью стратегического планирования в маркетинге является анализ. На его основе определяются возможности компании и проблемы, с которыми она сталкивается в процессе своей деятельности. Маркетинговый анализ позволяет дать ответ на 2 важных вопроса: каково положение компании и в каком направлении она движется.
IV этап. Разработка маркетинговой стратегии.
При разработке стратегии определяется, за счет каких основных инструментов будут достигаться цели:
- сильный бренд
- товарный портфель
- ценовая политика
- обслуживание
- дополнительные ценности
В зависимости от этого расставляются основные акценты и планируются стратегические мероприятия по каждой составляющей маркетинга-микс.
V этап. Тактика. Стратегическое планирование завершается разработкой тактики реализации стратегии. Определяющими являются 2 тактических решения: относительно маркетинговых затрат и времени реализации. По сути на данном этапе составляется план маркетинга на год и разрабатывается маркетинговый бюджет.