О маркетинге в условиях коронакризиса рассказывает ЮЛИЯ МИТРОХИНА, управляющий партнер маркетингового агентства MegaMarketing в интервью для журнала «Маркетинг и реклама».

КРИЗИС — ЭТО НЕ ТОЛЬКО ИСПЫТАНИЕ КОМПАНИИ НА ПРОЧНОСТЬ, НО И ШАНС НАЙТИ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БИЗНЕСА

1. Какие основные кризисные угрозы несет, на Ваш взгляд, Covid-19 для экономики Украины?

Ю.М.: В силу того, что все мы вынужденно находимся на карантине, основными угрозами являются падение ВВП, снижение общего товарооборота (особенно это касается туризма, HoReCa, ритейла, организации ивентов), банкротство многих компаний (особенно маленьких и новых), снижение покупательной способности и покупательской активности, рост безработицы. Негативных последствий может быть очень много, часть мы уже наблюдаем сейчас, но многое будет зависеть от того, как мы будем выходить из карантина.

2. Какие коррективы в маркетинговую деятельность внесет, по Вашему мнению, коронавирус?

Ю.М.: Ошибкой многих предпринимателей является отказ от маркетинга в условиях кризиса. Однако именно маркетинг может помочь эффективно пережить кризис и даже развиваться.

Конечно, следует сократить расходы на неэффективные инструменты маркетинга, перенаправить усилия в онлайн-каналы. Но и здесь не стоит забывать, что карантин вынудил всех перейти максимально в диджитал, а это означает, что конкуренция в онлайн-каналах будет расти, как и в целом коммуникационный шум.

3. Почувствовала ли конкретно Ваша компания влияние сложившейся эпидемической ситуации? Что Вы собираетесь в данной ситуации предпринять?

Ю.М.: У нас маркетинговое агентство, поэтому для нас кардинальных изменений нет, но мы их чувствуем через своих клиентов. Некоторые проекты были заморожены в силу того, что бизнес клиента ориентирован на offline, сместились ориентиры — сейчас чаще обращаются за разработкой стратегии, маркетинговыми исследованиями, созданием пакета франшизы.

Мы подготовили для наших клиентов антикризисный пакет маркетинга, который помогает сконцентировать маркетинговые усилия на поиске новых возможностей и развивать бизнес даже в условиях кризиса.

4. Одним из направлений маркетинговой деятельности, которое в первую очередь страдает в условиях кризиса, являются маркетинговые коммуникации. Что можно предложить компаниям в плане трансформации коммуникаций в кризисных условиях?

Ю.М.: Маркетинговые коммуникации трансформируются. И в условиях нарастающего коммуникационного шума вокруг пандемии компаниям следует идти в ногу со временем:

  • стать максимально близкими к своей аудитории — больше «живого» общения, решение общих проблем;
  • тотальная диджитализация — сейчас это не просто дань моде, а жизненно важная необходимость для бизнеса;
  • скорость реакции — она важна сейчас как никогда, побеждает самый быстрый;
  • социальная ответственность — по возможности проявляйте ее в своих коммуникациях;
  • актуализация рекламных сообщений в соответствии с запросами рынка;
  • развитие внутренних маркетинговых коммуникаций — ваши работники сейчас нуждаются в дополнительном внимании;
  • поиск новых коллабораций.

5. Можете ли Вы привести примеры эффективного маркетинга в условиях кризиса, связанного с пандемией?

Ю.М.: В наших условиях ключевыми факторами успеха в маркетинге являются скорость, степень онлайн-присутствия и социальная ответственность.

Учитывая, что основными направлениями бизнеса, за счет которых сейчас развиваются многие компании, являются доставка товаров и производство медицинских масок и антисептиков, здесь можно упомянуть всех, кто вовремя переориентировал свою деятельность и сконцентрировал свои усилия на этих направлениях. Таких компаний довольно много, поэтому не буду всех их перечислять.

Если говорить о скорости, то примером эффективного маркетинга можно назвать коллаборацию АТБ, «Розетки» и «Новой Почты» в продаже и доставке «продуктовых» пакетов АТБ — это было ожидаемое решение, и это партнерство было одним из первых.

Полный вариант блиц-опроса читайте в печатной версии журнала «Маркетинг и реклама» № 4 (283) апрель 2020.