Основная цель стратегии позиционирования состоит в том, чтобы выработать приверженность потребителя к товару фирмы на основе положительных отличий этого товара от товаров конкурентов.
Позиционирование товара на рынке направлено на обеспечение ему конкурентного положения на рынке и разработки детального комплекса маркетинга.
Позиционирование на рынке — обеспечение товару или бренду желаемого места на рынке и в сознании потенциальных покупателей с помощью маркетинга.
Если сегментация дает характеристики, которые должен иметь продукт с точки зрения желаний и предпочтений потребителя, то позиционирование убеждает потребителей, что им предлагается именно тот товар, который они хотели бы приобрести.
Позиционирование включает целый комплекс маркетинговых элементов, с помощью которых людям необходимо объяснить, что речь идет о товаре, созданном специально для них, чтобы они идентифицировали предлагаемый товар со своим идеалом.
Реализация стратегии позиционирования сопровождается выбором конкретной стратегии конкурентного поведения (пассивной или агрессивной) и разработкой соответствующего комплекса маркетинга, может сопровождаться модификацией самого товара. Но в ходе позиционирования важно помнить, что это всегда процесс творческий, в значительной степени опирающийся на знания психологии потребителя, какие бы формальные процедуры и методы не использовала компания.
Выделенные Дж. Траутом, одним из авторов идеи позиционирования, особенности этого процесса следующие:
- чем больше дано информации, тем большее смятение возникает в головах людей;
- возможности разума в обработке информации ограничены;
- сознание ненавидит путаницу;
- ум полон сомнений;
- сознание трудно меняется;
- возможно «расфокусировка» сознания;
- восприятие является выборочным, слишком выборочным;
- мы не способны обработать информацию, которую несут несколько раздражителей;
- эксперименты показали, что без повторений большинство из нас способны одновременно запоминать максимум семь предметов;
- каждый момент времени на человека накатывается шквал данных, и в то же время он испытывает острую нехватку информации;
- каждый стремится услышать то, что он хочет слышать;
- любая информация в сознании потребителей имеет эмоциональную окраску;
- сознание ненавидит сложность и путаницу.
Но не все отличительные черты имеют значение или оправдывают потраченные на их создание время и средства. Не всякое отличие оказывается хорошим параметром для дифференциации. Потенциально всякое отличие может оказаться для клиента выгодным или привести к дополнительным расходам компании. Поэтому компании следует тщательно выбирать те черты, по которым она будет выгодно отличаться от конкурентов. Над новым параметром стоит работать только в случае, если он удовлетворяет следующим требованиям:
- важность — отличие приносит целевым покупателям выгоду, высоко ими ценится;
- неповторимость — конкуренты данное отличие не предлагают или компания может предложить его более дифференцированно, чем другие;
- преимущества — отличие превосходит все другие способы получения такой же выгоды для потребителя;
- коммуникационность — отличие можно донести до потребителя, оно является наглядным;
- несравненность — конкурентам трудно перенять или скопировать его,
- доступность по цене — покупатели могут позволить себе заплатить за это отличие;
- доходность — компания, вводя это отличие, может получить прибыль.
Таким образом, правильный выбор стратегии позиционирования требует соблюдения некоторых условий. Необходимо:
- иметь хорошее понимание позиции, реально занимаемой маркой в сознании покупателя;
- знать позиционирование конкурентов;
- выбрать собственную позицию и идентифицировать необходимые и наиболее убедительные элементы в ее обосновании;
- оценить потенциальную рентабельность выбираемой позиции;
- убедиться в том, что марка обладает достаточным потенциалом, чтобы занять нужную позицию в сознании покупателя;
- оценить уязвимость стратегии позиционирования, достаточно ли у фирмы ресурсов, чтобы занять и защитить выбранную позицию.